Разбор тенденций и битва за популярность: бомбер vs. косуха

В разнице в популярности между двумя, казалось бы, схожими элементами осеннего гардероба разбирается автор «Модного блога» Анастасия Алексеенко.

Однажды в комментариях к какому-то посту в «Фейсбуке (Социальная сеть признана экстремистской и запрещена на территории Российской Федерации)» меня спросили: чем объясняется разная популярность трендов? Почему одна идея уходит «в народ», а похожая, но несколько отличающаяся становится менее популярной. Для примера были названы две куртки — косуха, которую мы теперь считаем практически частью базового гардероба, и бомбер, который периодически появляется в трендах, но никогда не становится по-настоящему массовым.

Конечно, в каждом отдельном случае есть свои причины. Но о косухе и бомбере интересно поговорить, потому что это вещи с разным характером и их популярность демонстрирует определенные социальные запросы в обществе. Сразу оговорюсь, это все мои личные впечатления и выводы – это раз. А два — это всё про постсоветское пространство. Чтобы всерьез говорить о мировых трендах (реальных, ушедших в народ), надо больше вариться в социумах других стран.

Для начала пара чисто практических стилистических характеристик. Бомбер, как любая другая куртка на резинке, создает нам объемный верх в сочетании с четко выраженной горизонтальной линией, разделяющей силуэт на две части. Это одна из причин, почему эти куртки менее популярны. И одна из причин, почему во всяких лукбуках мы эту модель чаще всего видим в расстегнутом виде. Потому что горизонтальная линия создает всегда определенные сложности. Причем, даже если в комплекте с брюками, например, куртка определенной длины вам идет, то не факт, что эта же куртка будет выглядеть хорошо, например, и с платьем.

Косуха с ее ровным силуэтом гораздо проще в этом отношении. Более того, как мы можем наблюдать, у оригинальных байкерских косух был еще нижний пояс, затягивающийся на пряжку. Чисто утилитарная конструкция, чтобы не поддувало. Трендовые модели часто этого пояса лишены. Утилитарной функции не требуется, а на силуэте лучше скажется его отсутствие, чем наличие.

Но кроме чисто стилистической составляющей, мне кажется, еще сыграла немалую роль и составляющая настроенческая. Бомберы какое-то время были популярны в девяностых. Потому что казалось, что вот эта идея западного учебного заведения — она такая, своего рода американская мечта. Чтобы резинки в цвет футбольной команды, и эмблема колледжа на груди, и вообще почти элитная форма. Мы видели красивых людей в таких бомберах в кино и на журнальных обложках. Но в реальной жизни почему-то это все чаще вызывает ассоциации с кофтами из магазина «Спорттовары», где продавались резиновые скакалки и советские дубовые мячи для баскетбола.

В общем, с учетом сложностей составления стилистических сочетаний да локальных особенностей бомберы иногда проявляются как тренд, редкими всплесками, да и то, скорее, тогда, когда они максимально отстраиваются от своей первоначальной спортивной эстетики.

А вот косухи, наоборот, из чисто субкультурной вещи вдруг превратились в маст-хэв. Это такой доступный бунт, когда вроде бы и хочется нарушить приевшиеся сарториальные правила, но при этом оставаться в рамках социального одобрения. Агрессивная субкультурная составляющая сглаживается, в некоторых вариантах – вплоть до гламурности, хотя иногда подразумевается и даже считывается. Это уже не обжигающе острый суп из азиатской кухни, но небольшая щепотка перца в ваш обед, чтобы он не был таким пресным.

Кстати, про сглаживание агрессии в субкультурных вещах и выведение их в плоскость массовой культуры и моды мы можем поговорить еще и на более конкретном и ярком примере — это обувь Valentino Garavani The Rockstud, где острые шипы, присущие панковской культуре, вдруг сгладились до невысоких золотистых пирамидок и их разместили даже на самых консервативных моделях туфель.

Происходит такой взаимный процесс. Каждому индивидууму нужно пространство для проявления определенных внутренних протестов. Даже если это протест на тему подбора сумки к туфлям. В то же время общество, наоборот, стремится каждую форму протеста из слишком агрессивной и экспрессивной запихнуть в какие-то социально приемлемые рамки. Именно поэтому субкультурные элементы часто перетекают в популярную моду и там остаются, пережив определенные трансформации. Процесс бесконечен. Каждое последующее поколе
ние воспринимает мир по-своему и вырабатывает свои формы протеста. Кто знает, возможно, скоро косуха будет считаться более скучной вещью, чем белая футболка. И мы станем свидетелями просачивания в моду новой вещи для необычных и шокирующих (на первых порах) сочетаний.

Анастасия Алексеенко, автор «Модного блога»

Фото: Getty images

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:

Добавить комментарий